УРАЛЬСКИЕ СКАЗЫ.
Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Сюжет Сказа может быть реальным или подразумеваемым.
Произведение может состоять из Сказа целиком или Сказ в нём может сопровождаться авторским введением, послесловием, перебивами.
Случаи, когда в произведении есть указание на рассказчика, но его слово не противостоит авторскому, не относятся к Сказам.
Стилизация Сказа может достигаться подражанием сказочному, былинному и песенному складу (сказочная стилизация).
Другой прием стилизации Сказа — подражание диалектам и профессиональным говорам крестьян.
Возможно также подражание архаичным и необычным формам письменной речи.
Термин сказ, как и сказание, может также употребляться в фольклористике для обозначения различных не сказочных жанров устной прозы (предания, легенды, былички).
Сказ - специфическая по своей интонации и стилю форма изложения фольклорных произведений.
Наиболее распространённые формы Сказа — это:
- подражание сказочному, былинному и песенному складу;
- подражание местным и профессиональным говорам крестьянства;
- подражание просторечию и профессиональным говорам городского населения;
- подражание устарелым и необычным формам письменной речи;
Подлинно художественными формы Сказа становятся тогда, когда и все содержание произведения излагается под тем углом зрения, который характерен и возможен для воображаемого рассказчика.
Сказ широко используется в литературных стилях романтизма и реализма XIX в. Известны фольклорные сказы, древнеписьменные сказы, крестьянские сказы.
СКАЗ О ЦАРЕ СЕМИГОРЕ И ИВАНЕ-ПАСТУХЕ
Жил-был царь Семигор. Было у него семь гор:
— гора золотая, гора платиновая, железная, медная, хрустальная, мраморная, самоцветная.
Самоцветная – это наша Ильмен-гора.
Было у царя и семь дочек. Все красивые, румяные – кровь с молоком, глаза тёмные, косы чёрные.
А младшая дочка, седьмая – тоненькая, беленькая, коса русая, очи голубые, что лазурь-камень или вода в Ильмен-озере.
Больше всех любил царь свою младшую дочку Дарьюшку.
Подросли дочки, и царь выдал замуж их всех, кроме младшей.
Дал он им в приданное:
— одной дочке – золотую гору, другой – медную и так каждой по горе.
А гору самоцветную – – Ильмен-гору оставил младшей дочке, любимой, Дарьюшке.
Жаль ему было с дочкой расставаться и не хотел он её замуж отдавать.
А всем женихам, которые к ней свататься приходили, ставил условие:
— тот будет её мужем, кто отыщет цвет-камень такой же голубой, как глаза Дарьюшки.
Так и разогнал он всех женихов: – никто не мог найти такого камня.
Пошла раз Дарьюшка на свою самоцветную гору гулять. А там пастух стадо пасёт, на рожке играет. Одет плохо, в лаптях, но Дарьюшка приметила, что он и лицом пригож, и на речи умён.
А он с Дарьюшки глаз не сводит.
Стала дочь царская на гору ходить, с пастухом речи вести.
Узнал про то царь Семигор, рассердился: – велел схватить пастуха и в глубокую пещеру в той горе посадить.
Сидит Иван-пастух в пещере да копает по углам: – много камней самоцветов нашёл.
Раз принесли ему обед, хлеб с водой, а он и передаёт царю Семигору, что он нашёл камень такой же голубой, как глаза его дочери Дарьюшки.
Обрадовался царь Семигор, что нашли, наконец, такой камень.
И тут же испугался:
— Какой же жених Иван-пастух для его дочери.
И придумал Семигор, как избавиться от дерзкого пастуха.
Он велел ему передать, что он, царь, сдержит своё слово – выдаст младшую дочь за того, кто найдёт камень такой же голубой, как её глаза.
Но муж такой прекрасной царевны, как Дарьюшка, должен быть лучше и умнее других, а он, Иван, только простой пастух.
Пусть же он покажет всем что-нибудь такое, чего никто не знает и что всех удивит.
Тогда он будет достойным мужем Дарьюшки.
Долго думал бедный пастух, сидя в тёмном подземелье.
И как-то вдруг вспомнил он, что ещё мальчиком, пася скот и греясь у костра, он узнал такой камень, о каком, наверное, не знает ни царь, ни его придворные.
Передал Иван царю Семигору, что знает такое, что никто не знает и всех удивит.
Собралось много народу, сели все кругом, а посередине велел пастух костёр разжечь.
Вышел к костру и бросил в него большой кусок чёрной слюды, который он нашёл в пещере.
И вдруг камень начал расти и вырос чуть не с гору. Все испугались, бежать бросились, и царь Семигор с ними.
Только одна Дарьюшка не испугалась.
Когда царь вернулся, то она сидела рядом с Иваном-пастухом и ласково с ним разговаривала.
А перед ними лежал большой слиток золота.
Так и пришлось Семигору отдать свою дочь за Ивана-пастуха.
И с тех пор люди узнали камни, которые таила в себе Ильмен-гора, гора самоцветная.
— Вот и вся сказка о золотом камне, – закончила Наталья Михайловна.
— Что же это за камень такой? – спросил я.
— Да это же слюда вермикулит!